i +7 (495) 144 53 46
i info@servostar.ru
i Поиск
Logotype ServoStar Gear ServoStar

Промышленная автоматизация и мехатронные системы

Что такое продукция класса EAR99

ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ США:

ПРОДУКЦИЯ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

(практическое руководство для российских компаний)

Многие российские компании заинтересованы в импорте из США различных видов продукции, признаваемой американской стороной продукцией двойного назначения (т.е. используемой как в военных, так и в гражданских целях).

Настоящее практическое руководство освещает основные практические аспекты процедуры экспортного контроля продукции двойного назначения в США.

1.Основополагающие принципы.

Режим экспортного контроля предусматривает возможность наложения ряда ограничений на вывоз товара из США, которые могут заключаться в необходимости получения разрешения на экспорт (лицензии), запрете на экспорт в ряд стран, контроле за конечными пользователями вывезенного из США товара и ряде других ограничений.

Перед анализом самой процедуры экспорта и необходимых действий экспортера/импортера необходимо обозначить понимание термина «экспорт» в контексте законодательства об экспортном контроле.

В соответствии с Правилами экспортного контроля (ExportAdministrationRegulation) существует три вида экспорта:

1) собственно экспорт (перемещение объекта контроля через государственную границу США морским, сухопутным, воздушным или железнодорожным транспортом, а также по почте);

2) передача контролируемого объекта (например, схемы, чертрежа, компьютерной программы) по факсу, электронной почте, путем загрузки на вэб-сайт, по телефону за пределы США, а также расположенным на территории США иностранным посольствам и иностранным юридическим лицам;

3) подразумеваемый экспорт (deemedexport), под которым понимается предоставление иностранному гражданину (иностранным посольствам, иностранным юридическим лицам) возможности для визуального ознакомления (в том числе на территории США) с техническими спецификациями, чертежами, принципиальными схемами и иными документами, характеризующими с технической стороны технологию или программное обеспечение, включая устное обсуждение с ними технических вопросов.

Конкретная последовательность действий экспортера и импортера контролируемых товаров зависит от ответа на следующие центральные вопросы:

  1. Какой товар подлежит экспорту?
  2. В какую страну товар экспортируется?
  3. Кто является конечным получателем (пользователем) товара?
  4. Каково планируемое конечное использование товара?

Обратите внимание! При решении вопроса об экспорте из США товара двойного назначения следует иметь в виду, что необходимость получения разрешения на экспорт (лицензии), а также требования к такой лицензии и экспорту в целом могут быть самостоятельно и независимо обусловлены как видом экспортируемого товара, так и страной (конечным пользователем) товара или видом его использования.

Ниже в настоящем методическом руководстве будет проведен анализ практических действий, осущестляемых при экспорте из США продукции двойного назначения в связи с требованиями режимов экспортного контроля.

2.Общая информация: списки объектов экспортного контроля.

В настоящее время все экспортируемые из США товары делятся на следующие три основные группы:

1) товары, не подлежащие экспортному контролю;

2) товары военного назначения, контролируемые Списком вооружений США (USMunitionsList);

3) товары двойного назначения, перечень которых определен Списком торгового контроля США (CommercialControlList).

Для определения конкретного режима экспортного контроля необходимо осуществить следующую последовательность логических и юридических действий:

1) перевести название товара на английский язык;

2) самостоятельно классифицировать товар в зависимости от его групповой принадлежности по одной из категорий Списка вооружений США и Списка торгового контроля.

Каждый контролируемый товар в соответствии с обоими списками разделен на категории по групповой принадлежности: Список торгового контроля США состоит из 10 категорий, а Список вооружений США &ndash"; из 19 категорий.

Экспортеру и заинтересованному импортеру необходимо самостоятельно отнести товар к одной из указанных классификационных групп в зависимости от его физических и потребительских свойств.

После групповой идентификации необходимо осуществить поиск объекта экспорта внутри конкретной контролируемой группы. Если товар находится в одной из категорий одного из двух списков контроля, то данный товар с большой степенью вероятности является предметом экспортного контроля. Если нет, то такой товар скорее всего не является объектом контроля.

Обратите внимание! По общему правилу, надлежащая классификация объекта экспортного контроля является обязательством экспортера и импортера. Неправильное определение режима экспортного контроля в силу неправильной классификации объекта может привести к применению серьезных финансовых и уголовных санкций.

В случае наличия сомнения в правильности классификации того или иного объекта экспортер или импортер могут направить классификационный запрос в Бюро промышленности и безопасности Минторга США (по товарам, включенным в Список торгового контроля) или в Директорат по оборонной торговле Государственного департамента США (по товарам, включенным в Список вооружений США).

Детальная информация по заполнению и направлению классификационных запросов может быть найдена в соответствующем разделе сайтов Госдерптамента США и Бюро промышленности и безопасности.

Применительно к товарам Списка коммерческого контроля экспортер и импортер могут воспользоваться классификационным индексом, в котором первая цифра – это наименование группы контроля, последующие цифры – это номер конкретного товара внутри группы. Например, если лицо имеет намерение приобрести в США водонепроницаемые подводные телевизионные камеры (Television cameras, underwater), то данное лицо, воспользовавшись приведенным выше индексом, сможет установить, что данный товар относится к Списку торгового контроля, раздел «Морское оборудование» и подлежит экспортному контролю на условиях, определенных списком.

3) Если экспортируемый товар не отнесен ни к одному из Списков контроля, необходимо проверить, не распространяются ли на данный товар общие запреты на экспорт (эмбарго), установленные США в отношении ряда стран и конечных пользователей (см. подробнее п. 4 настоящего методического руководства);

4) Если экспортируемый товар относится к Списку вооружений США, необходимо в дальнейшем следовать инструкциям, устанавливаемым для данной группы товаров Государственным департаментом США. Процедуры экспортного контроля товаров данной группы не являются предметом анализа настоящих методических рекомендаций;

5) Если экспортируемый товар отнесен к Списку коммерческого контроля, в целях определения режима его экспорта необходимо выяснить классификационный номер товара, а также причины осуществления контроля его экспорта, для чего необходимо перейти к п. 3 настоящего методического руководства.

3. Режимы экспорта, обусловленные регулированием экспорта конкретного товара.

Как отмечалось выше, режим экспортного контроля зависит от того, что, куда и для каких целей экспортируется.

В настоящем разделе рассматриваются режимы экспортного контроля, связанные с его классификацией согласно Списку торгового контроля, то есть режимы, обусловленные видом экспортируемого товара.

Каждый товар в соответствии со Списком торгового контроля имеет свой классификационный номер (ECCN), который состоит из цифры от 0 до 9, определяющей категорию списка, буквы от Aдо E, определяющей подкатегорию товара, а также трехзначного порядкового номера товара внутри каждой категории и подкатегории (например, ECCN может выглядеть как 1A001).

Режим экспортного контроля в зависимости от вида экспортируемого товара определяется следующим образом:

1) выявляется категория контролируемых товаров. Список торгового контроля состоит из следующих категорий:

- Категория 0: Ядерные материалы, приспособления и оборудование, и прочее;

- Категория 1: Материалы, химикаты, микроорганизмы, токсины;

- Категория 2: Материалы, требующие переработки;

- Категория 3: Электроника;

- Категория 4: Компьютеры;

- Категория 5: Средства связи и средства защиты информации;

- Категория 6: Сенсоры и лазеры;

- Категория 7: Навигация и авиационная радиоэлектроника;

- Категория 8: Морское оборудование;

- Категория 9: Силовые установки, космические суда и относимые объекты.

2) выявляется подкатегория товара. Каждая категория Списка торгового контроля делится на следующие подкатегории:

(А) оборудование, сборные изделия и компоненты;

(B) тестирование, инспекции и эксплуатационное оборудование;

(C) материалы;

(D) программное обеспечение;

(E) технологии.

3) находится номер товара внутри каждой подкатегории;

4) в описании товара определяется графа «Причина для контроля» (Reasonforcontrol). Список торгового контроля предусматривает следующие виды причин для контроля (более дательно смотрите следующую ссылку):

- NS (NationalSecurity) – национальная безопасность;

- MT (Missile Technology) – ракетныетехнологии;

-CB (Chemical & BiologicalWeapon) – химическое и биологическое оружие;

- NP (NuclearNonproliferation) – нераспространение ядерного оружия;

- CW (ChemicalWeaponsConvention) – конвенция о нераспространении химического оружия;

-FC (FirearmsConvention) – конвенция о нераспространении огнестрельного оружия;

- UN (United Nations Embargo) – эмбаргоООН;

- СС (CrimeControl) – противодействие преступности;

- AT (Anti-Terrorism) – антитеррористическая деятельность;

- EI (EncryptionItems) – криптографическая продукция;

- RS (RegionalStability) – региональная стабильность;

- SI (SignificantItems) – значимые объекты;

- SL (Surreptitious Listening) – средства прослушивания.

5) определяется страна конечного назначения экспортируемого товара;

6) определяется режим экспорта в соответствии со страновой таблицей (CommerceCountryChart). Для этого в левой колонке таблицы находится страна конечного назначения товара, в правой – причины для контроля конкретного товара.

Если для данной страны применительно к данной причине контроля стоит знак «X», то по общему правилу экспорт товара в данную страну требует разрешения (лицензии). Если для данной страны применительно к данной причине контроля знак «Х» отсутствует, это значит, что экспортной лицензии не требуется, за исключением случаев, когда основанием экспортного контроля является экспорт товара в конкретную страну, конкретному конечному пользователю или в связи с конкретным видом использования, то есть если экспорт регулируется по основаниям, не связанным собственно с объектом экспорта (см. раздел 4 настоящего методического руководства);

7) если для экспорта по общему правилу требуется лицензия, выясняется, распространяется ли применительно к конкретному экспортеру установленный США льготный режим экспорта контролируемых товаров (т.н. «licenseexception», см. подробнее п. 5 настоящего методического руководства). Если такой режим распространяется, экспорт осуществляется без лицензии;

8) если товар формально подпадает под характеристики контролируемых товаров в соответствии со Списком торгового контроля, но непосредственно не представлен в Списке торгового контроля, для целей экспорта данный товар классифицируется как товар группы «EAR 99». По многим позициям, поименованным в Списке торгового контроля, есть отдельная оговорка о том, что те же товары, описанные в Списке, но с технологическимии характеристиками меньшими, чем указаны в Списке, классифицируются как товар группы «EAR99». Данной группой, как правило, охватываются низкотехнологические потребительские товары. Экспорт данных товаров осуществляется без лицензии, за исключением экспорта в ряд стран, в отношении которых действуют режимы эмбарго.

4. Страновые ограничения по экспорту контролируемых товаров.

Помимо объектного контроля правила экспортного контроля накладывают значительные ограничения на экспорт многих товаров в зависимости от страны-конечного получателя экспортируемого товара, а в ряде случаев – от конкретного получателя товара.

В этой связи при оценке перспектив экспорта из США продукции двойного назначения, а также в целях избежания применения гражданских и уголовных санкций за нарушение режима экспортного контроля, потенциальному экспортеру и импортеру необходимо осуществить следующие действия:

1) Все страны мира разделены на группы A, B, D, E в зависимости от степени оценки США угрозы с их стороны. Россия находится в группе D– страны, вызывающие озабоченность (CountriesofConcern). Для определения регулирования экспорта в конкретную страну необходимо ознакомиться со списком режимов различных стран применительно к экспортному контролю США. Крестик в графе соответствующей страны означает необходимость получения лицензии либо (в ряде случаев) эмбарго на поставку определенной группы товаров, указанной в правом столбце таблицы.

2) Помимо странового списка существуют несколько списков конечных получателей, экспорт контролируемых товаров которым либо требует лицензии, либо запрещен.

После ознакомления с общими ограничениями применительно к конкретной стране необходимо выяснить, не является ли экспортер, импортер или конечный получатель экспортируемого товара лицом, включенным в один из нижеперечисленных списков:

- список запрещенных лиц;

- список неустановленных лиц;

- список лиц, экспорт которым подлежит лицензированию независимо от наличия или отсутствия других условий;

- список дисквалифицированных лиц.

В зависимости от включения экспортера или импортера (конечного пользователя) экспортируемого товара в тот или иной список контроля решается вопрос о необходимости получения экспортной лицензии либо о невозможности (запрете) экспорта.

5. Изъятия из требований о наличии экспортной лицензии.

После того, как потенциальный экспортер убедился в том, что для экспорта конкретного товара в конкретную страну конкретному конечному пользователю нужна лицензия (независимо от того, обусловлена ли необходимость ее получения экспортируемым товаром, страной назначения или конечным пользователем), следующим этапом является определение применимости к данному экспорту лицензионных исключений (licenseexemptions).

Лицензионное исключение – это разрешение, позволяющее в соответствии с его условиями осуществлять экспорт объектов, контролируемых Списком торгового контроля, без лицензии, даже если по общему правилу получение лицензии является необходимым.

Информация о лицензионных исключениях устанавливается применительно к каждому товару в рамках его описания в Списке торгового контроля.

Существуют следующие основные случаи экспортных исключений (детальная информация по следующей ссылке):

1) SLV (Shipmentoflimitedvalue) – данное исключение позволяет экспортировать без лицензии товар в пределах ограниченной стоимости поставки. В Списке торгового контроля обозначается как «SLV - ___$». Правило действует только для экспорта в страны группы Bсписка режима различных стран.

2) GBS (ShipmenttoBcountries) – данное исключение, обозначаемое в Списке торгового контроля как «GBS– Yes», позволяет осуществлять экспорт товаров (без ограничения стоимости) в страны, входящие в группу Bсписка режимов различных стран;

3) CIV (CivilEnd-users) – указанное исключение позволяет экспортировать в страны, входящие в группу D:1, товары, контролируемые по соображениям национальной безопасности (NS), если конечными получателями товара являются гражданские лица. Исключение не распространяется на Северную Корею;

4) TSR (Technologyandsoftwareunderrestriction) – данное исключение разрешает экспорт и реэкспорт технологий и программного обеспечения, которые по общему правилу требуют лицензии, если контроль данных объектов осуществляется по причине национальной безопасности (NS), а экспорт осуществляется конечному получателю в стране, входящей в группу B. В Списке торгового контроля исключение обозначается как «TSR– Yes».

Список торгового контроля предусматривает ряд иных лицензионных исключений, носящих более частный характер.

Если экспорт какого-либо товара подпадает под действие того или иного лицензионного исключения, такой экспорт осуществляется без получения лицензии, но с соблюдением дополнительных требований, применяемых к конкретному виду исключений.

6. Порядок получения экспортной лицензии.

Экспортная лицензия (когда она требуется) должна быть получена непосредственно экспортером, находящимся на территории США.

Обращение за получением лицензии в большинстве случаев осуществляется в электронном виде в следующем порядке:

1) потенциальный экспортер регистрируется в системе электронной выдачи экспортных лицензий SNAP-R по данной ссылке;

2) после подтверждения регистрации администратором системы экспортер может приступить к заполнению заявления о выдаче лицензии по данной ссылке;

3) заявление должно раскрывать информацию о поставляемом товаре, его классификации в соответствии со Списком торгового контроля, физических свойствах, а также о получателе товара, его контактные данные, предполагаемый способ использования экспортируемого товара;

4) общие требования к заполнению заявления о выдаче лицензии приведены в Приложении 1 раздела 748 Правил экспортного контроля. К ряду товаров (например, химической продукции и многим другим видам) применяются дополнительные требования по заполнению анкеты, предусмотренные приложением 2 раздела 748 Правил;

5) к заявлению должен быть приложен значительный перечень документов, зависящий от типа товара и страны назначения экспорта (см. детально пункт 748.9 (b) Правил);

6) в ряде случаев (например, экспорт товаров, контролируемых по причине национальной безопасности) экспортер для получения лицензии обязан предоставить сертификат конечного пользователя (импортный сертификат) – официальный документ страны импорта, подтверждающий, что именно импортер будет являться конечным пользователем объекта на территории страны его места нахождения. В России функции по выдаче данных сертификатов применительно к продукции двойного назначения принадлежат Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Нормативным актом, регулирующим порядок выдачи сертификатов является Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 № 1030.

7) если предоставление сертификата не требуется, конечное назначение экспортируемого товара подтверждается соответствующей декларацией получателя, также представляемой при обращении за лицензией (см. форму такого заявления);

8) после предоставления полного комплекта документов Бюро промышленности и безопасности в течение 9 дней имеет право принять решение о проведении консультаций с иными государственными органами США по вопросам, связанным с выдачей лицензии. В любом случае решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии должно быть принято в течение одного месяца с момента подачи полного комплекта документов.

Обратите внимание! Описанный выше порядок лицензирования является общим и на практике может существенно отличаться в зависимости от объекта экспорта и страны - назначения товара.

7. Специфика таможенного оформления товаров, подлежащих экспортному контролю.

Особенности таможенного регулирования товаров, подлежащих экспортному контролю сводятся к следующим основным моментам:

1) экспортер заполняет экспортную декларацию, в которой указывает либо на наличие лицензии на экспорт, либо на лицензионное исключение (с указанием трехбуквенной аббревиатуры используемого исключения - см. п. 5 настоящего методического руководства), представляет описание объекта, указывает его классификационный номер (ECCN) либо на его отсутствие, а также представляет иную предусмотренную декларацией информацию;

2) если экспортер имеет право на пользование автомотизированной системой экспорта (AES), соответствующая информация передается через данную систему посредством заполнения электронной экспортной информации (EEI);

3) в ряде случаев (например, воздушная перевозка, осуществляемая пассажиром), заполнение декларации требуется только в случае экспорта товаров, требующих лицензии. В данных случаях при экспорте без лицензии или в порядке экспортного исключения заполнение таможенных деклараций не требуется (см. подробно пп. 30.55-30.56 Правил ведения внешнеторговой статистики США;

4) экспорт товаров, требующих экспортной лицензии, подлежит дополнительному контролю уже после выбытия товара с таможенной территории США. Так, перевозчик товара обязан уведомить Бюро промышленности и безопасности обо всех случаях несанкционированного изменения маршрута следования товара. Во многих случаях Бюро требует официального подтверждения ввоза в страну товара, экспортируемого по лицензии (применительно к России данные подтверждения выдаются Федеральной таможенной службой России).

Более подробно правовые аспекты таможенного оформления товаров в рамках режима экспортного контроля освещены статьями 758.1-758.9 Правил экспортного контроля.

Источник: //rustradeusa.org